Все наши установки, модели поведения и модели построения отношений с другими людьми идут из детства. То, как к ребенку относились его значимые взрослые, формирует шаблоны его поведения и способы построения его отношений другими людьми.
Первым важность привязанности к взрослым обнаружил английский психолог и психоаналитик Джон Боулби, основатель теории привязанности. Привязанность к значимому взрослому — необходимость для выживания вида. Младенец не сможет выжить без помощи матери (или другого заботящегося взрослого).
«Теория привязанности — психологическая модель, которая пытается описать динамику долгосрочных и краткосрочных межличностных отношений… По сути, привязанность зависит от способности человека развивать базовое доверие к себе и значимым другим», — говорит Википедия.
Если ребенок с рождения чувствует себя в безопасности, если все его нужды удовлетворяются и он знает, что родитель всегда рядом, то у него формуриется базовое доверия к миру. Такой человек в будущем станет самостоятельной, уверенной в себе личностью с устойчивой психикой.
Однако, ребенок, следуя своим инстинктам, будет привязываться и ко взрослым, которые его отвергают, не реагируют должным образом на его нужды. Он будет подстраиваться к любому отношению у себе и формировать соответствующие паттерны будущих межличностных отношений.
В 60-70-х годах прошлого столетия психолог Мэри Эйнсворт, разделявшая идеи Боулби, провела эксперимент под названием «Незнакомая ситуация». В результате этого эксперимента Эйнсворт обозначила 4 основных типа привязанности:
Содержание
1. Надежная привязанность
Такие люди уверены в себе, они строят здоровые отношения. Они доверяют и открыты миру, не боятся ошибаться и пробовать снова. В детстве такие люди получили достаточно внимания и любви взрослых. Все их чувства и эмоции принимались взрослыми, их слушали и с их мнением считались. Поэтому, вырастая, они имеют высокий эмоциональный интеллект — понимают свои эмоции и знают что с ними делать. У этих людей есть способность меняться и адаптироваться к различным ситуациям в жизни.
2. Тревожная привязанность
Формируется, когда ребенок не уверен, что взрослый будет рядом в нужный момент. Взрослыми, такие люди навязываются, пытаются всеми способами добиться внимания в себе. Им нужно постоянное подтверждение любви от партнера, они становятся от него зависимы. Такие люди очень не уверены в себе, часто недовольны собой и своим партнером. Постоянно провоцируют разрыв отношений, но всегда хотят вернуть партнера.
3. Избегающая привязанность
Формируется, если значимый взрослый был равнодушен по отношению к ребенку. Детьми при разделении с матерью не плачут. Такие люди считаются самодостаточными и независимыми. Они не нуждаются в отношениях, избегают их, так как усвоили в детстве, что отношения приносят разочарование и боль. Люди с избегающим типом привязанности предпочитают вообще не испытывать чувства, не сближаться ни с кем, потому что боятся быть отвергнутыми.
4. Тревожно-избегающая привязанность (или дезорганизованная)
Эти люди находятся в постоянном противоречии. Их действия часто непредсказуемы. Такой тип привязанности формируется из-за непредсказуемого поведения родителей — они то отвергали, то чрезмерно опекали ребенка.
Возможно ли изменить тип привязанности во взрослом возрасте?
Каждый взрослый, в отличие от ребенка, может выбирать где, с кем и как жить. Первый шаг к изменениям — обнаружить и признать свои токсичные паттерны. А дальше следует огромная работа над собой.