Тема воспитания всегда была остро обсуждаема. Подходы и взгляды на этот вопрос постоянно меняются. О популярной в наше время теории привязанности все чаще говорят родители и психологи. Она опирается на практические знания, а также на знания о развитии человеческого мозга. Рассмотрим основную суть теории привязанности.
Содержание
Кратко о теории привязанности
Автором теории привязанности считается английский психиатр Джон Боулби. Свои исследования ученый начал с изучения причин поведения детей-сирот. Людям, выросшим без родителей, оказалось гораздо труднее заводить здоровые отношения.
Также ученый заметил, что у детей, которые воспитывались в обычных семьях, но были надолго разлучены с родителями, наблюдаются те же самые нарушения, что и у детей из детских домов. Благодаря этому наблюдению, Боулби начал пристально рассматривать важность связи ребёнка с матерью.
Важность привязанности ребенка к матери
Так же, как и у любых других млекопитающих, у людей роль матери заключается не только в том, чтобы накормить малыша, но и дать ему защиту и заботу. Пока ребёнок маленький, он не в состоянии позаботиться о себе сам и эту функцию выполняет мать или другой ответственный взрослый.
Привязанность не равна любви. Это, скорее, ответственность за безопасность и жизнь ребёнка.
Если посмотреть на животный мир, то у детенышей нет никакого шанса выжить, если рядом нет взрослой особи, которая о них заботится. Получается, что функция этой связи в том, чтобы ребенок или детеныш выжил, а значит, выжил и целый вид.
Как формируется привязанность
Привязанность формируется с первых мгновений появления ребёнка на свет. Особенно важен первый год. Мать (или другой значимый взрослый) удовлетворяет все потребности малыша. На этом этапе привязанность проявляемся на физическом уровне — ребенку нужен постоянный контакт со взрослым. Когда ребенка оставили, его природная программа говорит: «Ты один, это опасно, позови взрослого». Поэтому многие младенцы хотят быть постоянно на руках. Если ребенок знает, что мама всегда рядом и ему ничего не угрожает, он спокоен и у него формируется базовое доверие к миру.
Потом привязанность проявляется через похожесть, принадлежность, следование и другие уровни Но основа — это физический уровень, поэтому так важен первый год жизни малыша.
Базовые принципы теории привязанности
Теория привязанности — это не инструкция, не руководство к действию. Это, скорее о том, как понять причины «плохого» поведения ребенка, как найти к нему подход и как сохранить баланс в жизни семьи.
Самое главное — быть с ребенком заодно. Он — отдельная личность со своими эмоциями, мыслями, переживаниями. Ему может что-то не нравиться, он может быть с Вами не согласен. И это — нормально. Ваша задача, как родителя, уважать и принимать чувства ваших детей, помочь им их пережить. Ни в коем случае не стыдить за чувства, не обесценивать их. Всем нам знакомы фразы типа «не надо злиться», «ты такая некрасивая, когда плачешь», «мальчики не плачут», «не расстраивайся». Но вспомните, смогли ли Вы сами перестать расстраиваться, когда Вам кто-то так сказал? Такими фразами мы как бы запрещаем ребенку проявлять чувства, которые считаются плохими. Но они никуда не денутся, а только останутся невыраженными и будут копиться внутри. А это приведёт лишь к психологическим проблемам человека и к трудностям понимания себя и своих эмоций и чувств.
Теория привязанности говорит нам о том, что ребенок, сначала полностью зависимый от родителя, постепенно обретает автономию. Задача родителя — обеспечить своим детям безопасную среду для взросления, где они чувствуют себя уверенно и могут развиваться и познавать мир. Но ни в коем случае нельзя требовать от ребенка повзрослеть быстрее, потому что это естественный процесс, который невозможно ускорить. Как говорит в своей книге Гордон Ньюфелд (клинический психолог, признанный в мире авторитет в области психологии развития и теории привязанности) «Взросление — процесс спонтанный, но не неизбежный».
Что почитать по теории привязанности
- Гордон Ньюфелд «Не упускайте своих детей»
- Дебора Макнамара «Покой, игра, развитие. Как взрослые растят маленьких детей, а маленькие дети растят взрослых»
- Карлос Гонсалес «Целуйте меня!»